+7 (495) 308-99-18 Перезвоните мне

Полезная площадь между небом и землей

У московских и тем более подмосковных крыш весьма скромная культурная история. В книжке Рустама Рахматуллина «Две Москвы, или Метафизика столицы» речь идет о крыше Дома Пашкова. Мы все помним, как Воланд смотрел оттуда на «необъятное сборище дворцов и гигантских домов». Но, оказывается, задолго до него на ту же крышу в 1818 году забрался прусский король Фридрих Вильгельм, посмотрел на отстроенную после пожара столицу, упал на колени и произнес: «Вот она, наша спасительница» (философ Николай Федоров даже требовал установить там памятник коленопреклоненному монарху).

 

И это практически все.

А ведь крыша - это ожившая метафора «параллельного мира». Буквально: крыши - это мир, параллельный земному. Второй ярус, второй уровень городского пространства, который мы никак не используем. Более того, эта параллельная реальность - на амбарном замке.

 

У нас выходы на чердак принято закрывать. B системе безопасности здания они считаются узким местом, ключи от крыш никому не дают, а хождение по ним приравнивается к мелкому хулиганству. В лучшем случае на зданиях может разместиться обзорная площадка, голубятня, но чаще мы видим там плантации спутниковых тарелок.

 

Между тем, в Сингапуре на крыше отеля «Marina Bay Sands» разбили самый большой сад в мире - огромную пальмовую рощу, переходящую в бассейн. На крыше лондонского торгового центра «Selfridges» воссоздали миниатюрную Венецию - сеть каналов, по которым можно передвигаться на небольших лодках. В Токио на верхней точке административного здания появилось настоящее футбольное поле, а в Дубае на крыше гостиницы «Jumeirah» - теннисный корт. В том же Лондоне есть кинотеатр, где вместо кресел на плоской крыше установлены джакузи. Кинотеатр на крыше «Rooftop Cinema», вмещающий до 500 человек, открыли и в Таллине. При этом ведь не скажешь, что во всех этих городах никто не думает о безопасности.

 

Прибалтика вообще поражает своим отношением к пространству. В Литве работает Айне Буникайте, которая проектирует мебель для скатных крыш. Она живет в богемном районе Вильнюса Ужупис, и на черепичной крыше установила столик с двумя стульями. В ее портфолио - столы с изменяемой геометрией, стулья с треугольными ножами, специальная посуда на присосках, кружки с резиновым основанием. Поразительное внимание к пространствам.

 

Айне пьет вино на крыше, слушает музыку из открытых окон филармонии, и объясняет, почему с детства завидовала Карлсону. Каждый человек, считает она, хочет быть выше другого. Каждый мечтает подняться над суетой, парить, иметь свое собственное воздушное пространство. Вот она и решила, что лучшее для этого место - между землей и небом. То есть, там, где крыши.

 

В Москве нет главной проблемы литовцев - скатных крыш. Казалось бы, сама архитектура говорит: сделайте что-то с этими огромными по площади пространствами, залитыми полиэстером. Почему же мы игнорируем их?

 

В Квартале «9-18» мы рассматривали самые разные варианты, как сделать верхние точки зданий более функциональными. Хотели сады разбить. Но здесь есть одна большая проблема - дополнительная нагрузка на верхний ярус. Нужно было еще на этапе проектирования укреплять этот ярус, и тогда спокойно засыпать плоскость гравием и высаживать небольшие, устойчивые к нашему климату деревья. В общем, эта красивая идея пока только идеей и остается...

 

Зато сейчас с одной очень известной ресторанной компанией обсуждается идея открыть кафе с выходом на крышу. Нам интересно, а что предложили бы вы? Как можно без ущерба для целостности здания обустроить крыши? Что вы хотели бы там видеть?

 

Никто не любит, когда у него едет крыша. Но можно сделать так, чтобы ей было некуда и незачем уезжать. И хотя сегодня это мало кого в Москве заботит (петицию за озеленение столичных крыш подписали 55 человек при необходимом минимуме в 100 тысяч), но все когда-то начинается с нуля. Поэтому мы ждем ваших идей и рецептов на тему: как нам обустроить крышу? И надо ли вообще ее обустраивать?

 




Идущие вместе. С палками Камер-клинкер Её Высочества






Оставьте ваш комментарий
Чтобы оставлять комментарии, авторизуйтесь
через свой аккаунт в социальной сети: