+7 (495) 308-99-18 Перезвоните мне

Как отличить хороший детский сад от плохого

 

 

Мы уже писали о том, что детские сады в России соответствуют современным требованиям лишь «на тройку»  — с точки зрения как условий содержания детей, так и работы педагогов. К таким выводам пришли создатели рейтинга муниципальных детских садов России-2012, подготовленного РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор». Продолжаем общение с экспертом, выпускницей Британской высшей школы дизайна, дизайнера детских центров «Академики с детства» Ксенией Крюковой. В первой части речь шла об основных зонах, которые должны быть в хорошем детском саду, а в этом выпуске — цвета, свет, материалы, запахи и звуки, которые способствуют детскому развитию.

 

Ксения Крюкова


Выпускница Британской Высшей Школы Дизайна, дизайнер «Академики с детства»


 

 

 

 

Дизайн детского сада — это очень интересный проект с педагогической, архитектурной и социальной точек зрения. Здесь речь идет не просто о цветовых сочетаниях и декоре стен, а о создании комфортной среды для ребенка, в которой он мог бы самообучаться через взаимодействие с различными предметами. У ребёнка должна быть возможность формировать своё собственное отношение к окружающему миру, исследуя его экспериментально-опытным путём. Восприятие мира у ребенка происходит через все пять чувств: зрение, обоняние, осязание, вкус и слух.

 

Свет

 

Свет в интерьере влияет на оформление, эстетическое восприятие человеком пространства и на ощущение времяпрепровождения. Свет может влиять на эмоциональное состояние человека. Чувство эйфории, паники или радости, к примеру, напрямую связанно с качеством освещения, его пластичностью и насыщенностью.

 

Разумеется, существует разница между натуральным и искусственным освещением. Для ребёнка очень важно ощущать гармонию с внешней средой и быть в курсе изменений происходящих на улице. Натуральное же освещение позволят ему понять погоду за окном. 

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 

Свет в интерьере влияет на ощущение времяпрепровождения. 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

В детском саду количество дневного света должно быть легко изменяемым детьми: через фильтры, экраны, шторы из полупрозрачных и плотных тканей, бамбуковые жалюзи, бумагу с текстурой и другие материалы. Кстати, на подобных заслонках можно разместить рисунки и коллажи. Дети с удовольствием играют со структурой дневного света, изменяя его состояние от прямого солнечного света до практически полного его отсутствия.

 

 

Искусственное освещение детского сада не должно быть унифицированным или монотонным. Традиционно искусственное освещение в помещении несёт единственную функцию — хорошо осветить каждый квадратный сантиметр пространства. Но световой ландшафт может стать живее и разнообразнее, если менять насыщенность света, его оттенки (холодные или тёплые), использовать фильтры, текстуру, отражения. Также возможно использование таких нетрадиционных методов освещения как  проектор, телевизионные экраны, компьютерные экраны, видеоигры и зеркала, с которыми дети любят играть и исследовать. Желательно, чтобы свет был и направленным, и рассеянным, исходил как бы отовсюду (со стен, потолка, столов и объектов, отражался и преломлялся от материалов и фактур в интерьере).

 

 

Цвет

 

Выбирая цвета для детского сада, необходимо помнить, что целью является показать  детям всевозможные вариации цвета и его сложности, что в перспективе стимулирует ребёнка их формирование знаний. Исследования психологов биологической реакции людей на цвет показали, что цветовые схемы должны соответствовать историческому моменту и культуре. Представление современного общества порождает очень вариативные цветовые схемы. Наличие цветовых сочетаний должно быть очень разнообразным, но в то же время хорошо сбалансированным и не создавать эффекта какофонии.

 

Эффект детской могут создавать, например, сочетания ярко-насыщенных основных цветов (красный, жёлтый, синий) и смягчённых пастельных оттенков тех же цветов (пастельно-розовый, нежно-жёлтый и голубой). 

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 

Основная цель — показать ребенку всевозможные вариации цвета и его сложности, что в перспективе стимулирует его на формирование знаний. 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Кроме этого, должен соблюдаться баланс между тёплыми (красные, розовые, жёлтые) и холодными (голубые и зелёные) оттенками. Интерьер должен сочетать в себе окрашенные и натуральные поверхности и естественные цвета (дерева, стекла, камня, драгоценных камней). Так же не будет лишним включить цвета создающие текстуру, плёнчатые, непрозрачные и прозрачные.

 

 

Материалы

 

С педагогической точки зрения, «тактильность» - ключевое слово:  чувствительность рта, чувствительность рук, чувствительность всего тела целиком. От прикосновения к коже грудные дети исследуют окружающий мир. Ребенок чувствует материалы, их температуру. Дети трогают, гладят, трут, обнимают, сжимают, изучают вес, похлопывают одной рукой или двумя, используя подушечки и костяшки пальцев, обратную сторону руки и ладошки, обнимают, сжимают, изучают вес и т.д.  Подобные типы исследования материалов носят индивидуальных характер и зависят от пола, возраста и степени любознательности ребенка.

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 

«Тактильность» - ключевое слово, через прикосновения дети исследуют окружающий мир.  

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Разнообразие материалов и соблюдение баланса между натуральными (дерево, резина, волокна, бумага) и искусственными материалами (линолеум, ламинат, метал, смолы) является неотъемлемой частью дизайна помещений для детей.

Необходимо следить за тем, чтобы используемые материалы имели различные тактильные свойства и подталкивать детей к их изучению и сравнению. Кроме этого при выборе материалов, необходимо учесть изменение их температуры или цвета относительно времени суток и помнить, что данная концепция подразумевает создание некой среды, а не использования одновременно всех материалов в одном помещении.

 

Для ребенка будет полезна игра «Потрогай – угадай материал», но она становиться интересной только в том случае, если материалы расположены в хорошо продуманном порядке. Каждое место в детском саду должно быть проработано, особенно поверхности, которым дети уделяют наибольшее внимание: пол (поверхность наиболее часто используемая детьми всех возрастов, особенно в период ползания) и стены (при расположении наиболее важных зон на уровне роста детей). Кроме этого, выбирая материалы, необходимо помнить о гигиене и обращать внимание на их лёгкость в очищении.

 

 

Запахи

 

Самые сильные и глубокие эмоции связаны с запахами. Запахи могут моментально заставить нас вспомнить о своём детстве (пожалуй, все хоть раз говорили фразу «пахнет детством»). Можно заметить, что запахи всегда связаны с материалами или предметами.  Дизайн-проект детского сада должен учитывать важность обоняния и эмоциональные ассоциации, связанные с запахами.

 

Различные помещения детского сада имеют  уже свои запахи в зависимости от вида деятельности, например, мастерская, где может пахнуть гуашью или глиной, или помещение столовой. Таким образом, основываясь на общих клише восприятия запахов, можно создать среду, где запахи будут разделены на «плохие» и «хорошие». Используя данный инструмент можно воссоздать более глубокую и эмоционально насыщенную образовательную среду и открыть скрытые потенциалы детей.

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 

Дизайн-проект детского сада должен учитывать важность обоняния и эмоциональных ассоциаций. 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Разные зоны могут быть разделены по тематикам, которые должны меняться со временем. В них могут быть использованы ароматические добавки, например, ароматы продуктов питания, которые дети любят, растений, кустов, цветов, земли, океана, различных материалов таких как латекс и резина, или же чистящих средств со специфическим запахом (воск для натирания дерева).

 

 

Звуки

 

Звук влияет на сенсорное и пространственное восприятие окружающей среды. При акустическом  дизайне дошкольной среды, дизайнер должен преследовать две главные цели: снизить общий шумовой уровень (технические звуки, вибрации, прохождение жидкости по трубам, звук дороги и т.д.) и развить звуковой потенциал среды. Качество звука зависит от геометрических особенностей помещения и использования различных отделочных материалов.

 

Если помещение открытое, перегораживать его с помощью  перегородок имеет смысл только в том случае, если есть возможность создать адекватную звукоизоляцию помещений. В разных помещениях дети должны чувствовать различные вариации звукового фона и каустики, соответствующие состоянию активности, покоя, концентрации, интимности. Кроме этого, в некоторых зонах детям необходимо дать возможность детям самим выбирать собственный уровень акустической экспозиции.

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 

Звук влияет на сенсорное и пространственное восприятие окружающей среды. 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

Важно также предложить ребёнку возможность взаимодействовать со звуками, что означает насытить среду кнопочками и техникой, воспроизводящей музыку, интерактивными системами (коврики, которые издают  звук при хождении по нему, композиции предметов с разными звуками, материалов приблизительно объясняющих физические свойства звука. В идеале можно создать специальную звуковую комнату в детском саду.  Обучающая среда должна быть источником  экспериментирования и предлагать  звук как материал для исследования.

 

 




Конкурс: IPad-mini за 5 звезд! В «Квартале 9-18» откроется студия рисования песком






Оставьте ваш комментарий
Чтобы оставлять комментарии, авторизуйтесь
через свой аккаунт в социальной сети: